вход в парк Ораниенбаум с Александровской улицы закрыт по техническим причинам

!
En
En

Дата постройки: 1711-1727 гг.

Архитекторы: Д.М. Фонтана (1670-1712?) И.Ф. Браунштейн (даты жизни неизвестны), И.Г. Шедель (1680-1752).

Большой Меншиковский дворец – старейшее сооружение Ораниенбаума. Во дворце и его окружении отчетливо ощущается дух времени – эпохи преобразований и борьбы за выход к Балтийскому морю. Расположен он почти у самых вод залива, связан с морем, устремлен к нему, словно олицетворение главной цели всех деяний петровского времени – утверждения России на берегах освобожденного моря.

А. Д. Меншиков деятельно принимал участие в создании дворца, в 1711 году заложенного по его указанию на границе возвышенности, образованной естественным путем. Для строительства своей резиденции Светлейший князь пригласил иностранных архитекторов: Ф. Фонтана, И. Ф. Браунштейна, И. Г. Шеделя.

Композиционным центром дворца является двухэтажный корпус, увенчанный княжеской короной, к которому примыкают одноэтажные скругленные галереи с двумя павильонами. У его подножия мастерами Вицлавом и Грацом был разбит регулярный сад, декорированный скульптурами и фонтанами. Гости прибывали во дворец на кораблях по морскому каналу, прорытому в 1719 году.

Величественный облик дворца, его грандиозный размах и богатые интерьеры вызывали восхищение и удивление. В усадьбе гостей ожидало множество "диковинок". Например, в центре восточной галереи когда-то располагалась "турецкая баня" со стеклянной крышей, которую посещал и сам император Петр I. Залы и жилые комнаты были декорированы росписью по штукатурке и на холсте, шпалерами, мрамором, даже свинцовые переплеты окон были позолочены, а стены многих комнат были облицованы голландскими и немецкими кафлями. Во дворце имелось два особых покоя, предназначенных для императора: спальня и передняя. Их декор был сравнительно прост, лишь камин и стены были облицованы голландскими плитками.

Небывалая роскошь загородной резиденции Светлейшего князя по своему размаху в то время превосходила даже Петергоф. Но после опалы Меншикова все его имения были конфискованы в казну. В 1743 году императрица Елизавета Петровна пожаловала Ораниенбаум наследнику российского престола великому князю Петру Федоровичу, впоследствии императору Петру III.

Именно при Петре Федоровиче восточный павильон Большого Меншиковского дворца получил свое нынешнее имя – "Японский". По указанию Великого князя внутри поместили коллекцию дорогостоящего фарфора. По преданию, именно в Японском павильоне 29 июня 1762 года царствовавший всего 186 дней император подписал отречение от престола в пользу жены, ставшей императрицей Екатериной II и новой владелицей Ораниенбаума.

На ранних этапах своего существования Ораниенбауму суждено было стать свидетелем главных трагедий эпохи дворцовых переворотов. Но XIX столетие было временем относительного покоя, когда настоящим ангелом-хранителем резиденции стала великая княгиня Елена Павловна. Новая хозяйка искала и находила иные формы самовыражения, сделав Ораниенбаум совершенно другим, оригинальным, не потеряв при этом его былую прелесть. В середине XIХ века дворцовые интерьеры были изменены по проектам известных архитекторов А. И. Штакеншнейдера, Г. Боссе, Л. Бонштедта, Г. Прейса в модном тогда стиле эклектики, при котором допускалось смешение разнородных стилевых элементов. От Елены Павловны Ораниенбаум перешел во владение её дочери, Екатерины Михайловны, а затем и внукам – немецким герцогам Мекленбург-Стрелицким.

В 1918 году дворец передали в ведение Местного совета, и он поступил под охрану Комиссариата имущества Республики. В Большом дворце в разное время размещались госпиталь, Сельскохозяйственное училище, Лесной техникум с общежитием. В 1934 году здание дворца было отдано ВМФ – пространство Церковного павильона разделили межэтажными перекрытиями, а уникальный иконостас начала XVIII века демонтировали. Только в 1995 году началась передача Большого дворца музею-заповеднику. Его двери как музея открылись для посетителей в сентябре 2011 года.

В трехвековой истории Большого Меншиковского дворца времена расцвета неоднократно сменялись периодами забвения и упадка. Тем не менее, дворец избежал катастрофических разрушений, кардинальных перестроек и сохранился до наших дней, как один из немногих подлинных памятников русской архитектуры первой половины XVIII века.

В экскурсионный маршрут входит посещение Церковного павильона и историко-музейного проекта "Ораниенбаум сквозь века".

Ораниенбаумская придворная церковь, занимающая башенный павильон Большого Меншиковского дворца, построена по приказу первого владельца Ораниенбаума князя А.Д. Меншикова и освящена во имя Святого великомученика и целителя Пантелеймона 3 сентября 1727 года. Храм, задуманный как триумфальный памятник морским "викториям" петровской России, на протяжении двух столетий совмещал функции придворной и приходской церкви, став средоточием религиозной жизни Ораниенбаума.

За долгую историю ораниенбаумской резиденции внутреннее убранство Церковного павильона менялось несколько раз. Первоначальная отделка интерьера включала хоры с резными балюстрадами в ризалитах, богатую утварь и роскошное хрустальное паникадило. Стены и купол были расчленены угловыми пилястрами и карнизами. Отделка нижних частей стен имитировала мрамор, в верхнем ярусе и куполе помещались росписи с изображениями ангелов и апостолов. Главным украшением интерьера стал великолепный золочёный и серебрёный иконостас, созданный в московской мастерской Ивана Зарудного по образцу западноевропейских барочных алтарей. Образы иконостаса были выполнены в неизвестной русским иконописцам того времени технике масляной живописи на холсте.

Реставрация Церковного павильона Большого Меншиковского дворца состоялась при поддержке Банк "ВТБ" (ПАО).

На экспозиции историко-музейного проекта "Ораниенбаум сквозь века", расположенной в Большом Меншиковском дворце, впервые представлена история Светлейшего князя А.Д. Меншикова, первого владельца и строителя парадной резиденции в Ораниенбауме. В нескольких залах объединены традиционные музейные экспозиционные приемы и новейшие мультимедийные технологии. Сопровождает зрителей, готовых совершить путешествие сквозь пространство и время, голос известного журналиста Владимира Владимировича Познера.

ГМЗ "Петергоф" создал мультимедийный проект "Ораниенбаум сквозь века" совместно со Студией сценографии и технологии "Шоу Консалтинг".