1 апреля покупка онлайн-билетов временно недоступна по техническим причинам. Билеты в музеи можно приобрести в кассах

!
En
En
17.08.2021
Юбилеи императорских яхт "Александрия" и "Держава"

В этом году юбилейные даты сразу у двух императорских яхт, связанных с Петергофом историческими событиями и музейной коллекцией. 170 лет исполняется со дня спуска на воду императорской колесной яхты "Александрия" и 150 лет - со дня спуска на воду колесной деревянной яхты "Держава".

Яхта "Александрия" была заложена 6 (18) мая 1851 года, а спущена 5 (17) августа того же года. Это была вторая паровая императорская яхта Николая I с одноименным названием. Она была построена в Англии и предусмотрена для преодоления мелководных невских мелей Финского залива во время ее походов в Петергоф, а также постоянного дежурства на Петергофском рейде против летней императорской резиденции. Мощность паровых машин яхты составляла 140 лошадиных сил, которые вращали два гребных колеса. Трехмачтовая яхта имела железный корпус. Яхта имела длину 54,9 метров, ширину 6,6 метров, осадку 1,22 метров, паровую машину мощностью 90 л.с.

Носовое украшение яхты было в виде синего геральдического щита, в центре которого изображен меч с золотой рукояткой в венке из белых роз и девиз "За веру, царя и отечество" - герб Дачи Александрия, придуманный поэтом В. А. Жуковским. Корабль был отделан с большой роскошью, внутренние помещения украшены золочеными карнизами и пилястрами, полы были устланы коврами, мебель сделана из красного дерева и из карельской березы. Все предметы царских помещений яхты — бронза, столовое серебро, хрусталь, стекло и фарфор — имели герб дачи Александрии.

Яхта курсировала между Петербургом, Петергофом, Кронштадтом. "Александрия" - рекордсмен среди всех российских императорских яхт: она прослужила четырем российским императорам более полувека (Николаю I, Александру II, Александру III, Николаю II), совершившим на ней 326 плаваний.

На этой яхте Николай I ходил в Петергоф и Кронштадт для наблюдения за учениями, маневрами и смотрами флота на Кронштадтском рейде. Перед отплытием в присутствии всех членов семьи и свиты в Капелле служили молебен, а в плавание брали с собой литургический прибор и Евангелие. В сентябре 1866 года в Петергофе на "Александрии" Александр II и Мария Александровна встречали невесту наследника престола датскую принцессу Дагмар (будущую императрицу Марию Федоровну). На "Александрии" российские императоры встречали глав иностранных держав, прибывавших в Россию с официальными визитами. Так Александр III принимал германского императора Вильгельма II, а Николай II - того же Вильгельма II с эскадрой германских кораблей и президента Франции Феликса Фора.

Последняя колесная деревянная яхта "Держава" императора Александра II была заложена 28 апреля (10 мая) 1866 года на эллинге Ново-Александровского завода в Петербурге, а 31 июля (12 августа) 1871 года была спущена на воду. "Держава" была построена по образцу английской королевской яхты "Виктория и Альберт" и оснащена по последнему слову техники того времени. Модель скульптурно - декоративного убранства носовой части яхты представляла собой украшение в виде двуглавого орла, держащего в клювах и лапах карты четырех морей: Белого, Черного, Каспийского и Балтийского, была выполнена скульптором М.О. Микешиным. Корпус судна был сделан из дуба, борта обшиты лиственницей, а подводная часть – гондурасским красным деревом. Водоизмещение яхты составляло 1113 тонн, габариты были 95,1 х 12,8 х 5,5 метров, скорость 14,5 узлов. 

Проект отделки и убранства интерьеров был исполнен придворным архитектором, профессором Академии художеств И. А. Монигетти. Для оформления яхты он выбрал "русско-византийский" стиль. В характерных чертах Монигетти выполнил убранство самых важных помещений, салонов яхты: кабинета императора, столовых, рубки, кроме того, он работал над отделкой носовой части яхты, кормы, сделал рисунки штурвала. По его чертежам и рисункам были сделаны бронзовые люстры, элементы отделки каминов, фарфоровая, стеклянная и серебряная посуда, панели стен из тикового дерева, мебель красного дерева, ореха, бука, рисунки кож для мебели столовой. В результате, убранство яхты получило целостную структуру.

Царская семья в летние месяцы выходила на яхте в финские шхеры, посещала Гельшнгфорс и другие города на побережье Финляндии, совершала и более дальние плавания: в Англию, Данию, Германию, Польшу. 

Гавань для яхт "Александрия" и "Держава" размещалась в Петергофе. В течение 27 лет "Держава" входила в состав Гвардейского экипажа, в ноябре 1898 года была переоборудована в учебное судно "Двина", а в 1905 году исключена из состава Балтийского флота. В 1918 году "Александрия" стала числиться военным кораблём - её включили в резервный состав минной дивизии Балтфлота, в 1921 - номинально причислили к Ладожской флотилии, в 1922 - поставили на стоянку в Кронштадте, а в 1927 - разобрали.

К счастью, некоторые предметы из фарфоровой и стеклянной части сервизов этих яхт, изготовленные на Императорских фарфоровом и стеклянном заводах в Петербурге, сохранились и экспонируются в музее "Императорские яхты" в гавани Петергофа. Также в коллекции музея можно увидеть модели императорских яхт и много ценных исторических вещей, которые расскажут о великолепной истории шикарных "дворцов на воде".